ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА ГОТОВИТ РЯД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ ПО ЛИНИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИММИГРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА

1. В настоящее время, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службой разработан ряд проектов федеральных законов, направленных на усиление уголовной и административной ответственности лиц, виновных в нарушении миграционного законодательства Российской Федерации. При этом речь идет как об иностранных гражданах, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, так и о лицах, организующих незаконную миграцию.

Учитывая степень общественной опасности, проектом федерального закона увеличиваются санкции за совершение таких преступлений, как незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации и организация незаконной миграции. В частности, за совершение указанных преступлений срок лишения свободы увеличивается с 2 до 5 лет. При совершении данных преступлений при отягчающих обстоятельствах санкция увеличена с 5 лет до 10 лет лишения свободы.

Кроме этого, иностранные граждане, ранее подвергнутые административному выдворению, депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству и иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, въехавшие на территорию Российской Федерации до истечения срока ограничения права на въезд в Российскую Федерацию, смогут быть привлечены к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 5 лет. В настоящее время подобного положения в Уголовном кодексе Российской Федерации нет.

Законопроектом также предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии, самовольно оставивших места, предназначенные для содержания указанной категории лиц до исполнения вынесенных решений, в виде принудительных работ на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Одновременно, в целях недопущения въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, виновных в неоднократном нарушении законодательства Российской Федерации, законопроектом предполагается увеличить срок, в течение которого указанной категории граждан запрещен въезд на территорию Российской Федерации, с 5 до 10 лет.

Помимо этого, предполагается внести изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за повторность совершения иностранными гражданами правонарушений. Одновременно усиливается административная ответственность и работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан с нарушением положений законодательства Российской Федерации. Данные изменения позволят дисциплинировать иностранных граждан и работодателей и побудить их к неукоснительному соблюдению  требований миграционного законодательства в целом.
Соответствующие проекты федеральных законов направлены на создание условий, обеспечивающих выполнение задачи по пресечению незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и, соответственно, на укрепление правопорядка и национальной безопасности Российской Федерации. В настоящее время данные проекты проходят процедуру межведомственного согласования.

2. Одной из самых наболевших миграционных проблем последних лет является существование так называемых «резиновых домов». Это жилые помещения, в которых зарегистрированы десятки, а то и сотни людей, реально там не проживающих (на каждого зарегистрированного в такой квартире или доме приходится по несколько сантиметров жилой площади). Только в 2011 году органами регистрационного учета зафиксировано более 6 тысяч таких адресов. (Часто, пользуясь пробелом в законодательстве, мошенники регистрируют подобным образом жертв операций с недвижимостью. По этим адресам числятся лица, скрывающиеся от кредиторов, от армии, регистрируются правонарушители и преступники, в том числе лица, причастные к совершению террористических актов и т.п.).
Такая ситуация возмущает законопослушных граждан, возникают справедливые требования навести порядок в этой сфере.

Президент Российской Федерации поручил подготовить предложения по усилению юридической ответственности за нарушение правил регистрационного учета. В рамках данного решения главы государства Федеральной миграционной службой разработаны предложения по упорядочиванию вселения собственниками других граждан, усилению ответственности за нарушение правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Предполагается ввести часть 5 в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой будет предусмотрена минимальная норма предоставления в пользование жилого помещения в размере 6 квадратных метров на одного человека. Что касается членов семьи собственника, то они будут вселяться и регистрироваться без учета данной нормы.

Часть 2 статьи 30 этого же Кодекса, регламентирующая порядок предоставления жилого помещения другим гражданам (касается собственников жилья), и часть 1 статьи 67, (касается нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда) дополняются положением по норме жилья, указанной в части 5 статьи 17 ЖК РФ.
Исходя из вышеуказанных изменений жилищного законодательства, планируется дополнить перечень предоставляемых гражданином документов, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» еще одним документом, подтверждающим размер общей жилой площади помещения, в которое заявитель намеревается зарегистрироваться.

Предусматривается дополнить статью 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нормой, усиливающей ответственность в отношении собственников жилья, допускающих проживание граждан без регистрации, для них предполагается увеличение штрафа до пяти тысяч рублей. Кроме этого, прорабатываются предложения по введению дополнительных уголовно-правовых норм в отношении собственников или регистрирующихся (или тех и других), которые в течение календарного года неоднократно нарушили правила регистрационного учета.
Вместе с тем, следует учесть, что для граждан, зарегистрированных по месту жительства в одном адресе, но фактически проживающих по другому, в пределах того же региона, будет установлено право не регистрироваться по месту пребывания.

Введение данных норм представляется актуальным, так как Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П буквально указал, что «уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью», а также подтвердил, что введенная регистрация, как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер, должен отражать «факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».

Таким образом, предлагаемые новеллы в российское законодательство устранят правовой пробел между жилищными правоотношениями и регистрационным учетом граждан.