Вопрос: Могут ли принимать участие в голосовании граждане, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста?
Ответ:
Федеральным законом от 11.12.2018 № 464-ФЗ были внесены изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность принимать участие в голосовании гражданами, находящимися под домашним арестом.
Теперь участковая избирательная комиссия обязана обеспечивать возможность проголосовать избирателям, участникам референдума, в отношении которых в рамках уголовно-процессуального кодекса РФ избрана мера пресечения, исключающая возможность посетить помещение для голосования.
Ранее такая возможность предоставлялась только гражданам, находящимся в местах содержания под стражей.
Вопрос: Могу ли я рекламировать свои услуги по подготовке дипломов?
Ответ:
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации, запрещена.
Размер административного штрафа по общему составу правонарушения, предусмотренному Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.3 – нарушение законодательства о рекламе), составит от двух до двух тысяч пятисот рублей для граждан, от четырех до двадцати тысяч рублей для должностных лиц и от ста до пятисот тысяч рублей для юридических лиц.
Могут ли недопустить до сдачи государственной итоговой аттестации после 9 класса?
К государственной итоговой аттестации после 9 класса будут допускаться только ученики, имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Такое положение содержится в приказе Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Указанное собеседование проводится в образовательных организациях и (или) в местах, определенных региональными органами власти, во вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявления в образовательные организации не позднее чем за две недели до начала его проведения. Проверка ответов завершается не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения собеседования. Его результатом является «зачет» или «незачет».
Установлено, что при проведении ОГЭ по русскому языку в экзамен также включается изложение, текст которого записан на аудионоситель. Аудиозапись прослушивается участниками ГИА дважды, после чего они приступают к выполнению экзаменационной работы.
Определено также, что организатор проверяет комплектность оставленных участником ГИА экзаменационных материалов и листов бумаги для черновиков при его выходе из аудитории.
Установлено, что заявления об участии в ГИА подаются экстернами — в образовательные организации по их выбору до 1 марта включительно.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и положений вышеуказанного приказа к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394, которым был утвержден ранее действовавший порядок, признан утратившим силу.
В Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» внесены изменения, направленные на оптимизацию порядка регистрации брака.
Гражданам предоставляется возможность самостоятельно выбрать удобные дату и время государственной регистрации брака, но не ранее месяца и не позднее года со дня подачи соответствующего заявления.
Реализовать предоставленное право можно также дистанционно путем направления электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Изменения вступают в силу с 01.10.2018.
Ответственность кадастровых инженеров при осуществлении кадастровой деятельности
Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
В соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность кадастрового инженера.
Так, согласно ч. 2 ст. 29.2 указанного Федерального закона убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам, подлежат возмещению за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.
Частью 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.35 КоАП РФ, составляет 1 год.
Уголовная ответственность кадастрового инженера предусмотрена статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и возникает, если указанные умышленные действия причинили крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
При этом крупным ущербом признается ущерб на сумму более 2 млн. 250 тыс. рублей, а особо крупным – более 9 млн. рублей.
Какой порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях посредством системы видео-конференц-связи
Федеральным законом от 12.11.2018 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно внесенным изменениям системы видео-конференц-связи будут использоваться при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Так, в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе.
Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.
Внесенные изменения вступили в силу 23 ноября 2018 года.
Упрощен порядок принятия решения о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме
9 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Внесенными изменениями упрощается порядок принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Так, необходимое для принятия указанного решения число голосов уменьшается с двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме до пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов таких собственников.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях посредством системы видео-конференц-связи
Федеральным законом от 12.11.2018 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно внесенным изменениям системы видео-конференц-связи будут использоваться при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Так, в случае, если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседании участника производства по делу об административном правонарушении, который по объективным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии указанного лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности. Судья разрешает вопрос об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи по ходатайству участника производства по делу либо по собственной инициативе.
Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.
Внесенные изменения вступили в силу 23 ноября 2018 года.
Кто вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления
В соответствии со статьей 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Сделать это возможно при наличии одного из следующих оснований:
— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Также лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства, если не установлена его личность, либо если в суд направлено ходатайство следователя или дознавателя об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы.
Необходимо отметить, что моментом задержания подозреваемого следует считать официальное объявление управомоченного должностного лица гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении. Гражданин обязан подчиниться официальному объявлению о том, что он задержан, а неподчинение и сопротивление также пресекаются силой с соблюдением правил уголовно-правовых институтов необходимой обороны, крайней необходимости и правомерности вреда, причиненного при задержании.
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей УПК РФ.
Вид исправительного учреждения осужденным к лишению свободы может быть изменен
В соответствии со ст. 56 УК РФ мера наказания в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.
Статья 58 УК РФ определяет критерии назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения в зависимости от категории совершенного преступления, наличия рецидива преступлений.
В тоже время законодатель предоставляет возможность изменения вида исправительного учреждения, определенного приговором суда, при соблюдении ряда условий.
В соответствии с требованиями ст. 78 УИК РФ в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда.
Из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока наказания. Из исправительной колонии строгого режима в колонию поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания. Из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания. В указанном случае законодатель выделил обязательное требование для осуществления действий по изменению вида исправительного учреждения – нахождение осужденного в облегченных условиях содержания.
При нахождении осужденного в обычных или строгих условиях содержания данная норма закона к нему применена быть не может. Осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений по отбытии не менее двух третей срока наказания. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.
Не подлежат переводу в колонию-поселение осужденные при особо-опасном рецидиве преступлений, к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, лица не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, и не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
Вопросы изменения вида исправительного учреждения рассматриваются судом в соответствии с ч. 3 ст. 397 УПК РФ по месту нахождения колонии, в которой отбывает наказание осужденный. В связи с чем гражданин, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с соответствующих ходатайством, которое подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
В тоже время данная норма закона позволяет изменять вид исправительного учреждения на более строгий в зависимости от поведения лица отбывающего наказание. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой ранее был определен судом, а из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима. Также из исправительной колонии общего, строгого или особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму.
В соответствии со ст. 74 УИК РФ в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Данная категория осужденных относится к наиболее опасным, большинство из них осуждено за умышленные убийства. Поэтому все осужденные по прибытии помещаются в строгие условия. Они размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. Для обеспечения безопасности осужденных или по иной причине возможно и одиночное размещение.
Для основной массы осужденных, отбывающих наказания в колониях особого режима, так же как и в колониях общего и строгого режима, предусмотрено три вида условий отбывания наказания, а именно облегченные, обычные и строгие.
Осужденные, переведенные из других колоний особого режима, отбывают наказание на тех же условиях, которые были им определены до перевода.
Передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер осуществляется при положении рук за спиной. При их конвоировании и охране, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, к ним применяются наручники.
В настоящее время уголовное законодательство предусматривает возможность применения условно-досрочного освобождения для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы после фактического отбытия не менее 25 лет лишения свободы. Для этого необходимо, чтобы суд признал, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании данного вида наказания.
Законодателем внесены изменения в УПК РФ в части прекращения уголовного дела или уголовного преследования
Федеральным законом от 12.11.2018 № 411-ФЗ внесены изменения в ст. 214 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ).
Законом установлен судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Прокурор вновь может, как раньше, отменить незаконное постановление о прекращении уголовного дела независимо от формы предварительного расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 УПК РФ, признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
При решении вопроса о возобновлении прекращенных уголовных дел следует стремиться к оптимальному обеспечению баланса частных и публичных интересов на основе принципа справедливости. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, недопустимо произвольное возобновление прекращенного уголовного дела, в том числе многократное его возобновление по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования), создающее для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянную угрозу уголовного преследования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 № 28-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина, указанный в ч. 1 ст. 214 УПК 14-дневный срок исчисляется с момента получения прокурором материалов уголовного дела, которое может быть истребовано для проверки в рамках надзорной деятельности.
Законом от 12.11.2018 № 411-ФЗ реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 № 28-П.
В настоящее время отмена постановления о прекращении уголовного дела по истечении года со дня его вынесения теперь допускается только по решению суда.
Так, во введенном Федеральным законом от 12.11.2018 в ст. 214 УПК РФ пункте 1.1 указано, что отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по истечении одного года со дня его вынесения допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. ст. 125, 125.1 и 214. 1 УПК РФ. В случае, если уголовное дело или уголовное преследование прекращалось неоднократно, установленный настоящей частью срок исчисляется со дня вынесения первого соответствующего постановления.
Прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.
Ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного расследования с обязательным участием лица, возбудившего ходатайство, не позднее 14 суток со дня поступления материалов в суд.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отказе в удовлетворении ходатайства о разрешении отмены постановления.
В случае, если суд признает постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном ст. ст. 125 и 125.1 УПК РФ, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения. Если суд признает постановление прокурора, дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в том же порядке соответствующее решение и направляет его прокурору для исполнения.
Постановление судьи может быть обжаловано в установленном порядке.
Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
В соответствии со ст. 76 УК РФ Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Под заглаживанием понимается возмещение ущерба, а также иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления прав и законных интересов потерпевшего (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19).
Под ущербом следует понимать имущественный вред, который может быть возмещен в натуре (в частности, путем предоставления имущества взамен утраченного, ремонта или исправления поврежденного имущества), в денежной форме (например, возмещение стоимости утраченного или поврежденного имущества, расходов на лечение) и т.д. Способы заглаживания вреда, а также размер его возмещения определяются потерпевшим.
К впервые совершившим преступление считается, в частности, лицо:
а) совершившее одно или несколько преступлений (вне зависимости от квалификации их по одной статье, части статьи или нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации), ни за одно из которых оно ранее не было осуждено;
б) предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу;
в) предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место одно из обстоятельств, аннулирующих правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности (например, освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговора, снятие или погашение судимости);
г) предыдущий приговор в отношении которого вступил в законную силу, но на момент судебного разбирательства устранена преступность деяния, за которое лицо было осуждено;
д) которое ранее было освобождено от уголовной ответственности.
При освобождении от уголовной ответственности лиц по основаниям, предусмотренным статьей 76.1 УК РФ, необходимо также учитывать примечания к соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что для целей статьи 76.1 УК РФ лицо признается впервые совершившим преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.
Можно ли продлить договор найма жилого помещения для детей-сирот неоднократно?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 №1436 внесены изменения в типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2019 года появилась возможность заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти Российской Федерации в случае необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (ранее такой договор можно было продлить только один раз).
Изменения касаются оснований для расторжения договора найма жилого помещения для детей-сирот по требованию наймодателя в судебном порядке.
Теперь к таким основаниям относятся:
— неисполнение нанимателем и членами его семьи обязательств по договору;
— невнесение нанимателем платы за жилое помещение или жилищно-коммунальные услуги в течение более одного года (ранее — более 6 месяцев) и отсутствие соглашения по погашению образовавшейся задолженности;
— разрушение или систематическое повреждение жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;
— систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
— использование жилого помещения не по назначению.
Когда и при каких обстоятельствах возможно изъять ребенка из семьи?
В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное изъятие ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования.
При изъятии ребенка орган опеки и попечительства обязан: незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, а также в течение семи дней с момента изъятия ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или их ограничении.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.11.2017 № 44 разъяснил, что под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.
Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).
Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.
Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
Каковы сроки рассмотрения документов на получение средств материнского (семейного) капитала?
Решение о выдаче государственного сертификата на материнский капитал выносится территориальным органом Пенсионного фонда.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.10.2018 № 390-ФЗ в статью 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сокращен с 30-дневного до 15-дневного с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Одновременно при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.
Согласно внесенным в закон изменениям организации, в распоряжении которых находятся сведения о лишении граждан родительских прав и совершении преступлений против личности, обязаны будут ответить на запросы Пенсионного фонда в течение 5 дней. Ранее такой срок составлял 14 дней.
Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае не поступления в указанный выше срок запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Материнский капитал выдают в Российской Федерации с 2007 года за рождение второго и последующих детей. Программа материнского капитала была рассчитана до 2019 года, сейчас она продлена до 2021 г.
При устройстве на работу несовершеннолетние в обязательном порядке проходят медицинский осмотр за счет работодателя.
В соответствии с требованиями ст. 69, ч. 1 ст. 266 Трудового кодекса РФ обязательным условием заключения трудового договора с лицами в возрасте до 18 лет является прохождение ими предварительного медицинского осмотра. Осмотр необходим независимо от трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Согласно СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста» целью медицинского осмотра является определение возможностей подростка выполнять работу без нарушения процессов роста и развития, ухудшения состояния здоровья, а также для определения соответствия функциональных возможностей требованиям, предъявляемым к профессиям по определенным видам деятельности.
Подростки, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.
В дальнейшем несовершеннолетние подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру до достижения ими возраста 18 лет (ч. 1 ст. 266 Трудового кодекса РФ).
Медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 266 Трудового кодекса РФ).
Вопрос: Предусмотрена ли законом электронная форма СНИЛС?
Ответ: Федеральным законом от 01.04.2019 N 48-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с законом исключается обязанность Пенсионного фонда России и его территориальных органов выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Теперь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по выбору физического лица может быть направлен ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением.
Ранее выданные страховые свидетельства обменивать не требуется, они сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Вопрос: Действительно ли полежат блокировке сайты, содержащие материалы, оскорбляющие власть?
Ответ: Федеральным законом от 18.03.2019 N 30-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Поправки касаются размещения в Интернете материалов, которые в неприличной форме выражают явное неуважение к обществу, государству, гербу, гимну, флагу, Конституции РФ и органам власти.
Неприличной признается форма, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
С требованием принять меры по удалению указанных материалов либо ограничить доступ к распространяющим их информационным ресурсам при отказе от удаления в Роскомнадзор полномочен обратиться Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители.
Вопрос: Законно ли использование самовольных построек религиозными организациями?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 14.03.2019 № 269 утверждены требования к самовольным постройкам, относящимся к имуществу религиозного назначения, а также предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, при соответствии которым таких построек допускается их использование религиозными организациями.
Установлено, что религиозная организация вправе использовать самовольные постройки, предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения или образующие с ним единый монастырский, храмовый комплекс при их соответствии совокупности следующих требований:
— постройка расположена на земельном участке, принадлежащем религиозной организации на праве собственности или предоставленном ей на ином праве;
— постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
К указанной категории построек относятся в том числе: модульные, сборно-разборные здания и здания на винтовых сваях, капитальные навесы, ограды, сторожки, привратницкие, входные группы, часовни без алтарей, гаражи, туалеты, беседки, фонтаны, памятники, поклонные и памятные кресты, постаменты, памятные стелы и камни, объекты похоронного назначения (захоронения, памятные, поминальные кресты, часовни, склепы, надмогильные сооружения).
Самовольные постройки, относящиеся к имуществу религиозного назначения, также должны соответствовать параметрам устойчивости, надежности зданий, сооружений, а строительные конструкции такой постройки, системы ее инженерно-технического обеспечения, сети инженерно-технического обеспечения и их элементы соответствовать требованиям технических регламентов.
Вопрос: Правомерно ли увольнение работника за прогул, если он отсутствовал на рабочем месте четыре часа?
Ответ: Существует судебная практика, согласно которой увольнение работника в такой ситуации является неправомерным.
Суды исходят из следующего. Согласно пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ прогул — это отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) или в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности. Отсутствие на рабочем месте в течение четырех часов и менее прогулом не является.
Вопрос: Сохраняется ли за гражданским служащим средний заработок при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую должность?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. Порядок выплаты денежного содержания в данном случае Федеральный закон N 79-ФЗ не регламентирует.
Статьей 73 Федерального закона N 79-ФЗ установлено субсидиарное применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 182 Трудового кодекса РФ установлено, что при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.
Таким образом, за гражданским служащим, переведенным по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую должность, сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода.
Вопрос: Правомерен ли отказ в назначении на должность гражданской службы на основании того, что непосредственным руководителем будет являться бабушка гражданина?
Ответ: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При этом в Федеральном законе N 79-ФЗ прямо перечислены следующие близкие родственники: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Дедушка, бабушка и внуки в данный перечень не входят.
Согласно Семейному кодексу РФ близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии) являются родители, дети, дедушка, бабушка, внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Таким образом, отказ в назначении на должность в данном случае является правомерным.
Вопрос: Обращение в Государственную инспекцию труда или прокуратуру является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд по вопросу разъяснения трудовых споров?
Ответ: Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров:
— в течение 3-х месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
— по спорам об увольнении — 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
— по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат — 1 год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе при увольнении.
Согласно части 3 указанной статьи, в случае пропуска срока по уважительной причине по заявлению работника такой срок может быть восстановлен судом.
В качестве таких уважительных причин являются обстоятельства, которые могут расцениваться, как препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора. К таким причинам относят: болезнь, нахождение в командировке, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи, обращение с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление было подано в установленный срок (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Вместе с тем, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 указано на то, что об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд при рассмотрении трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Кроме того, рассматривая конкретный спор – о неправомерном увольнении работника, Верховный Суд РФ пришел к заключению, что, направляя письменные обращения по вопросу незаконности увольнения гражданина в ГИТ и органы прокуратуры, работник правомерно ожидал, что в отношении его работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений его трудовых прав и его трудовые права будут также восстановлены во внесудебном порядке. Указанные обстоятельства и доводы работника о том, что вопреки его ожиданиям о разрешении указанными органами вопроса о незаконности его увольнения ему было рекомендовано за разрешением спора обратиться в суд, по мнению суда, дают основание для вывода о наличии уважительных причин пропуска работником установленного ст. 392 ТК РФ срока.
Таким образом, досудебное обращение работника с жалобой на действия работодателя в контролирующие органы и ожидание соответствующего ответа также является уважительной причиной для пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением трудового спора независимо от того, как названные органы отреагировали на обращение работника.
Ранее считалось, что досудебное обращение в указанные органы с заявлением о нарушении трудовых прав не является обстоятельством, препятствовавшим работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора и, следовательно, не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд.
Вопрос: Может ли работодатель перевести меня на другую работу к другому работодателю без моего согласия.
Ответ: В соответствии со ст. 72.1 Трудового Кодекса Российской Федерации Перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Необходимо ли оснащать транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении тахографами.
17.04.2019 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2019 № 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (далее — Постановление).
В частности, п.п 1 Постановления предусматривает, что оснащению тахографами — техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, подлежат транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.
При этом транспортные средства указанной категории, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, подлежат оснащению тахографами с 01.07.2020 года.
Когда увеличится оплата труда работников бюджетной сферы
Правительством Российской Федерации от 13.03.2019 № 415-р издано Распоряжение «О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 октября 2019 года оплаты труда работников подведомственных учреждений».
Так, федеральным государственным органам, федеральным государственным учреждениям — главным распорядителям средств федерального бюджета, в том числе в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения, поручено принять меры по увеличению обеспечиваемой за счет средств федерального бюджета оплаты труда: — работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
— работников федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Федеральным законом от 01.04.2019 № 46-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Определено, что создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения (в прежней редакции — совместного совершения) одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей (ранее — до одного миллиона рублей) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей преступных сообществ (преступных организаций) и (или) организованных групп в целях координации действий организованных групп, создания устойчивых связей между ними, разработки планов и создания условий для совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов между преступными сообществами (преступными организациями) и их участниками, влечет уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Увеличены сроки лишения свободы и штрафы за участие в преступном сообществе (преступной организации), а также размер штрафа, в случае если данные деяния совершены лицом с использованием своего служебного положения.
Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии», предусматривающей для указанных лиц лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
В целях реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» приказом Министерства просвещения РФ от 10.01.2019 №4 обновлен порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей.
Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Порядком устанавливается:
— перечень органов и организаций, имеющих право проводить обследование;
— основания для проведения обследования;
— перечень обстоятельств, устанавливаемых при проведении обследования;
— требования к акту обследования.
В приложениях к Приказу приводятся формы акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах; акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Изменения вступили в законную силу 07.04.2019 года.
Федеральным законом от 21 февраля 2019 года № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Изменения направлены на создание правовых механизмов, исключающих возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания. В частности, Федеральным законом установлено, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьями 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и (или) на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивают соблюдение требований, предусмотренных названными статьями, на основании сведений, указанных в расчётных документах лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых согласно законодательству установлен иммунитет, то банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, производят расчёт суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание в порядке, установленном Минюстом России по согласованию с Банком России. Кроме того к перечню видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.
Изменения жилищного законодательства по обеспечения инвалидам условия для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах
Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски.
С 9 января 2018 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2017 №462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах» (далее — ФЗ N 462-ФЗ), которым установлен ряд требований, предъявляемых к порядку приспособления общего имущества в многоквартирном доме для беспрепятственного доступа инвалидов к расположенному в нем жилому помещению.
В судебной практике нет единообразия по вопросу порядка установки пандусов в многоквартирных домах.
Согласно ч. 1 ст. 44, п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме;
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Управляющие компании отказываются устанавливать пандус или специализированное технологическое оборудование для вертикального перемещения, адаптированное для использования людьми с инвалидностью, по причине недостаточности у них финансовых средств, неплатежеспособности, отсутствия целевого назначения таких целевых средств, аргументируя тем, что установка пандусов и подъемников не входит в мероприятия по текущему и капитальному ремонту. Что касается последних доводов управляющих организаций, то здесь прослеживаются явные нарушения жилищных прав инвалидов, поскольку органы власти субъектов РФ, осуществляющие контроль в жилищной сфере, указывали, что реализовать мероприятия по обеспечению доступности общего имущества в многоквартирном доме для маломобильных групп населения возможно от установки элементарных устройств за счет средств текущего ремонта до устройств технически сложных, трудоемких, требующих значительного финансирования, установка которых возможна при наличии технической возможности при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Все необходимые технические параметры для проектирования и оборудования пандусов в жилых домах регламентированы СНиПом — СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (п. 1 Приказа Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр).
В зависимости от способа управления многоквартирным домом (управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ; п. 23 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649).
С целью осуществления надзора за соблюдением прав инвалидов возможно направление письменной жалобы в прокуратуру либо в суд с иском к организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, об обязании установить пандус.
Усовершенствована система оказания паллиативной медицинской помощи
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019№ 440 внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В соответствии с поправками, внесенными в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в том числе:
— в целях предоставления паллиативной медицинской помощи определен порядок обеспечения медицинских организаций необходимыми лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека для использования на дому по перечню, утверждаемому Минздравом России;
— в рамках проведения профилактических мероприятий органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья обеспечивают организацию прохождения гражданами профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, в том числе в вечерние часы и субботу, а также предоставляют гражданам возможность дистанционной записи на медицинские исследования;
— профилактические мероприятия организуются в том числе для выявления болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смертности населения;
— предусмотрен порядок возмещения субъектом РФ, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, субъекту РФ, на территории которого гражданину фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи;
— уточнены средние нормативы объема медицинской помощи для проведения профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, включая выявление онкологических заболеваний, установлены нормативы для оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому;
— определено, что сроки установления диагноза онкологического заболевания не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения исследований;
— критерии доступности и качества медицинской помощи дополнены показателями, отражающими в том числе долю впервые выявленных онкологических заболеваний при профилактических медицинских осмотрах, в том числе в рамках диспансеризации, в общем количестве впервые в жизни зарегистрированных онкологических заболеваний в течение года, долю пациентов, получающих обезболивание в рамках оказания паллиативной медицинской помощи, в общем количестве пациентов, нуждающихся в обезболивании при оказании паллиативной медицинской помощи.
Вопрос: Правомерно ли требование о передаче в залог паспорта при прокате спортивного инвентаря?
Ответ: По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование (статья 626 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом для договора проката предусматривается обязательная письменная форма, последствия несоблюдения которой установлены в п. 1 ст. 162 ГК РФ. Как правило, сдача вещей напрокат оформляется квитанцией — обязательством. Выдача предметов проката гражданам в зонах отдыха (на пляжах, лодочных станциях, в парках) осуществляется обычно при предъявлении (но не передаче) ими паспорта и (или) под денежный залог, размер которого соответствует стоимости прокатного имущества. В свою очередь, действия сотрудников проката по приему в залог паспорта нарушают пункт 22 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828), которое принято во исполнение Указа Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ».
При этом, принятие паспорта в залог является правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 19.17 КоАП РФ, за совершение которого предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере ста рублей.
Вопрос: Можно ли привлечь к ответственности лицо, которое разместило в сети «Интернет» на своей интернет-странице без моего ведома и разрешения фотографию моего несовершеннолетнего сына?
Ответ: Согласно статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и т.д.). Фотография — это тоже информация, по которой можно идентифицировать индивида.
В соответствии со статьей 11 вышеуказанного закона сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с его согласия. Если изображение гражданина распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
В силу статьи 64 Семейного Кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего, в том числе в сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей.
За нарушение указанных требований законодательства предусмотрена административная ответственность по ст.13.11 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного взыскания в виде штрафа. Правом возбуждать дела об административных правонарушениях указанной категории наделен прокурор, а рассматривать – судья.
Предусмотрена и уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Вопрос: Могу ли я не оплачивать кредит, если банк признан судом банкротом?
Ответ: Само по себе признание банка банкротом и введение конкурсного производства не является основанием, освобождающим заемщика от исполнения своих обязательств перед кредитором по возврату кредита и процентов за пользование кредитом.
Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При ненадлежащем исполнении обязательства по уплате кредита задолженность может быть взыскана в судебном порядке.
Вопрос: При каких обстоятельствах гражданин может быть госпитализирован в психиатрический стационар в недобровольном порядке? Кто может обратится с иском в суд?
Ответ: Согласно ст.29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих, или его беспомощность.
В соответствии с ч. 1 ст. 278 КАС РФ при рассмотрении административного дела о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке суду необходимо выяснить:
1) имеется ли у гражданина тяжелое психическое расстройство;
2) влечёт ли тяжелое психическое расстройство последствия в виде непосредственной опасности для гражданина или для окружающих, беспомощности гражданина и (или) возможности причинения существенного вреда его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если гражданин будет оставлен без психиатрической помощи;
3) являются ли обследование и лечение гражданина возможными лишь в условиях медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;
4) наличие факта отказа или уклонения гражданина от госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в добровольном порядке либо от продления такой госпитализации.
Административное исковое заявление с указанными требованиями вправе подать представитель медицинской организации, в которую помещен гражданин, либо прокурор (п. 1 ст. 275 КАС РФ).
Вопрос: Как рассчитывается пеня при просрочке исполнения обязанности по уплате налога?
Ответ: Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В соответствии с законом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Вопрос: Каковы последствия ненадлежащего исполнения целевых правил внутреннего контроля участником банковской группы или банковского холдинга?
Ответ: Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с законом в случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего надзорного органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия надзорного органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.