ВВЕДЕНИЕ

Производство и оборот алкогольной продукции в Российской Федерации регулируются государством. Основным нормативным документом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере, является Федеральный закон от 22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В последние годы наблюдается ужесточение проводимой государством политики регулирования этого вида деятельности и этому есть объективные причины.

В ходе проведенного анализа установлено, что в России в начале XX века был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра абсолютного алкоголя на душу населения, но с середины 70-х годов начался рост потребления. К началу 90-х годов потребление на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, к 2008 году -10 литров, в 2010 году — 18 литров в год.

По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, допустимый уровень потребления алкогольной продукции составляет 8 литров абсолютного алкоголя в год на душу населения. Превышение указанного уровня влечет существенное сокращение уровня и продолжительности жизни, влечет лавинообразное накопление демографических и социальных проблем.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Указанная концепция направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее — алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.

Названные направления нашли свое отражение в изменениях законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Установлено, что в условиях динамично изменяющегося законодательства не все предприниматели смогли своевременно скорректировать организацию своего бизнеса, в результате чего становятся субъектами правонарушений и преступлений. Об этом свидетельствует постоянный рост количества выявленных органами прокуратуры нарушений в данной сфере: в истекшем периоде 2014 года выявлено 613 нарушений против 570 в аналогичном периоде 2013 года. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 221 лицо (АПГ1Г — 167).

В данной памятке даны разъяснения действующего законодательства в виде ответов на часто возникающие вопросы, касающиеся организации работы в сфере оптовой и розничной реализации алкогольной продукции.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

  • Я являюсь индивидуальным предпринимателем, как мне получить разрешение на продажу алкогольной продукции?

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями.

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции индивидуальным предпринимателям не выдается.

  • Я индивидуальный предприниматель и для меня слишком дорого организовывать юридическое лицо, получать лицензию и выполнять лицензионные требования. Поставщик алкогольной продукции предложил взять «в аренду» его лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на выгодных условиях, насколько это законно?

В соответствии с абз. 10 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица.

Таким образом, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается определенному хозяйствующему субъекту — юридическому лицу и не может быть передана кому-либо.

При кажущейся экономической выгоде схема, при которой индивидуальный предприниматель якобы сдает в аренду часть своих площадей организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, влечет за собой ряд проблем.

Для создания видимости законности предпринимателю потребуется проводить реализацию алкогольной продукции через отдельную кассу, а также оформить трудовые отношения между продавцом и юридическим лицом — лицензиатом. Невыполнение указанных требований влечет привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4- 5 тыс. рублей с конфискацией продукции.

Кроме того, пытающийся обойти закон предприниматель столкнется с проблемами экономического и организационного характера: невозможность изменить ассортимент и размер наценки, угроза аннулирования лицензии у организации, предоставляющей лицензию.

Учитывая угрозу привлечения к ответственности, вышеуказанные затраты на организацию нелегальной схемы и низкую (по сравнению с официальной продажей) маржинальность, индивидуальным предпринимателям выгоднее получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в установленном законом порядке.

  • На складе имеются остатки слабоалкогольной продукции без федеральных специальных (акцизных) марок, оборот которой запрещен с 01.01.2013. Как мне правильно поступить с этой продукцией, чтобы ко мне не возникли претензии у правоохранительных органов?

До 01.01.2013 вся немаркированная слабоалкогольная продукция с содержанием этилового спирта менее девяти процентов объема готовой продукции должна была быть реализована либо утилизирована. Оборот данной продукции, включая ее хранение, запрещен.

Порядок утилизации алкогольной продукции по предписанию надзорного органа определен Федеральным законом 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов». При проведении утилизации следует руководствоваться положениями приказа Росалкогольрегулирования от 25.02.2014 N 45 «О способах переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота и уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции данный вид операции отражается в графе 16 «прочий расход». Кроме того, убытки, связанные с уничтожением продукции по решению госоргана, компания вправе учесть при налогообложении прибыли (письмо Минфина от 28.07.2008 № 03-03-06/1/434).

Оборот алкогольной продукции без маркировки (в том числе хранение), в соответствии с абз. 6 п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ является основанием для аннулирования действия лицензии в судебном порядке. Алкогольная продукция, реализуемая без маркировки, в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 171-ФЗ подлежит изъятию из оборота.

Кроме того, статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за хранение, перевозку или сбыт немаркированной алкогольной продукции.

  • На складе имеются остатки алкогольной продукции, маркированной акцизными марками старого образца. Возможна ли реализация такой продукции?

Реализация алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, изготовленными в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации №786 от 21.12.2005, допускается до 1 сентября 2015 года.

Ввоз алкогольной продукции, маркированной такими марками, запрещен с 1 сентября 2013 года.

  • Какие ограничения установлены для розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе?

С января 2013 года вступили в силу ограничения на розничную продажу пива и пивных напитков в ночное время и в нестационарных торговых объектах.

Законом Саратовской области от 28.10.2011 № 144-ЗСО «О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ч. 3 ст. 4) запрещена розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 10 часов по местному времени, а также круглосуточно 25 мая, 01 июня, 27 июня, 1 сентября, 11 сентября.

Исключение предусмотрено для организаций, предоставляющих услуги общественного питания и магазинов беспошлинной торговли.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику.

По применению контрольно-кассовой техники исключение предусмотрено для плательщиков единого налога на вмененный доход. Последние вправе вместо использования ККТ выдавать по просьбе покупателей документы, подтверждающие прием денежных средств, (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).

Данные требования не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.

Кроме того, в законе отсутствуют требования к размеру торговых площадей, на которых осуществляется розничная продажа пива и пивных напитков.

  • Органом Росалкогольрегулирования принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Как реализовать остатки продукции, хранящиеся на складе?

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается в том числе в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении ее действия.

В течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.

Исключение составляют случаи, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона.

  • Какие требования установлены в части декларирования розничной продажи алкогольной продукции?

Порядок представления деклараций предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота

и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

Ниже приведен список субъектов, обязанных ежеквартально представлять указанные декларации:

  1. Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
  2. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков.
  3. Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием.
  4. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  5. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 с января 2014 года декларации представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготовленные на его основе) ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, начиная с 4 квартала 2013 года только в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи.

Электронные документы представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в специальном формате на основе XML. Организации представляют декларации в целом по организации в разрезе каждого своего обособленного подразделения посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью в зашифрованном виде.

Все сведения, касающиеся работы с программными средствами, можно получить в соответствующем разделе сайта Росалкогольрегулирования по адресу http://fsrar.ru/Declaring.

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, не подлежащей лицензированию (пива и пивных напитков) также обязаны ежеквартально представлять декларации.

Ответственность за уклонение от подачи декларации, несвоевременную подачу, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей

продукции,                               использовании производственных мощностей или

повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования такой лицензии.

  • Я обнаружил ошибку уж отправленной декларации, что делать?

В соответствии с п. 20 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.

Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.

  • Что такое журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и кто должен его вести?

Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153. Приказ был опубликован в Российской газете № 181 от 13.08.2014 и вступает в силу 14.12.2014.

Указанный журнал заполняется по месту ведения деятельности организациями по каждому обособленному подразделению, указанному в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при перемещении алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации, а также организациями и индивидуальными предпринимателями на каждом торговом объекте, осуществляющими розничную продажу пива и напитков, изготовленных на основе пива., а также организациями, осуществляющими розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций, при этом для каждой операции создается новая запись.

При осуществлении услуг общественного питания при заполнении журнала информация о реализации алкогольной продукции подлежит внесению после списания единицы потребительской тары продукции.

Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Сводный перечень типовых нарушений, допускаемых организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в сфере оборота алкогольной продукции, виды ответственности за их совершение

Сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки (путем отделения перегонкой или другим способом алкогольной массы от продуктов брожения зерна, ягоду фруктов, овощей, сахара и других продуктов, с содержанием этилового спирта более 30 процентов объема готовой продукции),

Статья 3.1 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N Ю4-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области»

Штраф в размере 2-4 тыс. рублей.

Продажа алкогольной продукции без лицензии.

Статья 14.1 КоАП РФ

Штраф на граждан 2-2,5 тыс. рублей; на должностных лиц (ИП) — 4-5 тыс. рублей; на юридических лиц — 40-50 тыс. рублей; предусмотрена конфискация.

Розничная продажа этилового спирта, спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (кроме аптек).

Часть 1 ст. 14.16 КоАП РФ

Штраф на должностных лиц 10-15 тыс. рублей; на юридических лиц — 200-300 тыс. рублей, конфискация обязательна.

Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи)9 алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных                                                                                                   документов,

удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Часть 2 ст. 14.16 КоАП РФ

Штраф на должностных лиц 10-15 тыс. рублей; на юридических лиц — 200-300 тыс. рублей, конфискация обязательна.

Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему.

Часть 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ

Штраф на граждан 30-50 тыс. рублей (в случае первого нарушения); на должностных лиц — 100-200 тыс. рублей; на юридических лиц — 300-500 тыс. рублей.

Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему, совершенная повторно в течение полугода.

Статья 1511 У головного кодекса РФ

Штраф до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (отсутствие или неверное оформление товаросопроводительных документов, ценников, иные нарушения).

Часть 3 ст. 14.16 КоАП РФ

Штраф на должностных лиц 5-10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50-100 тыс. рублей, предусмотрена конфискация.

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками в крупном размере (от 1,5 млн. рублей).

Часть 3 ст. 171.1 Уголовного кодекса РФ

Штраф до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.

Часть 3 ст. 327.1 УК РФ

Штраф 300-500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок ( федеральных специальных марок).

Часть 4 ст. 327.1 УК РФ

Штраф 300-700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Производство, хранение либо сбыт алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Статья 238 УК РФ

Штраф 100-500 тыс. рублей, принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 10 лет (в случае смерти потребителей).

Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (в том числе журналы учета розничного оборота).

Статья 14.19 КоАП РФ

Штраф на должностных лиц 10-15 тыс. рублей; на юридических лиц — 150-200 тыс. рублей.