В последнее время многие жители Саратовской области в своих почтовых ящиках обнаружили извещения от муниципальных администраций. В этих извещениях они прочитали, что им грозят штрафы и за то, что они используют свои земельные участки, не имея на то прав, и за то, что не предоставили сведения в Налоговую инспекцию об имеющейся у них недвижимости.
Действительно ли людей, которые живут в своих домах по 10, 20, 30 и более лет, могут оштрафовать за то, что они не оформили документы в Росреестре? Что делать в этой ситуации?
«Радио России. Саратов» разбиралось в этом вопросе с помощью эксперта Кадастровой палаты по Саратовской области Елены Колосовой, которая 28 октября дала интервью корреспонденту программы «Начало дня».
Действительно Кодекс об административных правонарушениях как административный проступок рассматривает самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на него. Но чтобы понять, есть ли у человека право использовать земельный участок и является ли дом на таком участке законной постройкой, надо знать, какие правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на землю и постройки есть в наличии. С выяснения этих вопросов, как раз, и начинает свою работу проверяющий – будь то госземинспектор Росреестра или представитель муниципальной администрации. Никто не будет штрафовать граждан, не разобравшись досконально в ситуации.
О каких документах идет речь в данной ситуации? Этот вопрос гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Если вспомнить всю историю предоставления земельных участков гражданам в нашей стране, то можно себе представить всё многообразие документов, на основании которых участки выделялись. Это могут быть, например, государственный акт, свидетельство на право собственности, решение о предоставлении земельного участка, выписка из похозяйственной книги и др. Главное, чтобы эти документы были выданы надлежащим органом (как правило, это местные администрации или земельные комитеты) и оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Если речь идет о правах на дом, квартиру или иной объект капитального строительства, то документы на такие объекты должны быть выданы и удостовернытем органом, который был уполномочен это делать на тот период времени (как правило, это БТИ).
Если документы на недвижимость выданы до 1997 года, то мы, специалисты, используем для обозначения такой ситуации термин «ранее возникшее право». По факту это значит, что права на такие объекты недвижимости не зарегистрированы в Росреестре, при том, ранее сведения о них были внесены в кадастр недвижимости.
Поэтому мой первый совет тем, кто получил извещение от администрации, о котором мы говорили вначале: если в извещении есть кадастровые номера земельного участка и дома, найдите и изучите имеющиеся правоустанавливающие документы на земельный участок. Только так вы поймете, что вам делать дальше.
Для тех, кто не нашел таких документов (например, если дом достался от умершего родственника, а документов на него нет), ситуация более сложная, но не безвыходная. Конечно, человеку, у которого нет правоустанавливающих документов ни на землю, ни на дом, придется потрудиться, чтобы восстановить их по архивам. В Кадастровой палате есть архив документов, на основании которых земля или постройка ставились на кадастровый учёт. В Управлении Росреестра по Саратовской области есть ГФД — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Но первое место, куда следует обратиться, — это муниципальная администрация. И это мой совет № 2.
А теперь давайте разберемся, нужно ли платить налог, если недвижимость пока не зарегистрирована в Росреестре?
Напоминаю, что налог на недвижимость мы платим по тем уведомлениям и квитанциям, которые нам присылает налоговая служба. Она их формирует в основном на основе данных, полученных из Росреестра. Поэтому, если у Росреестра нет сведений о вашей недвижимости, то и у налоговой их не будет. И значит, налоговое уведомление не придет. По закону, мы должны заявить в налоговую о том, что нам не пришло уведомление на нашу недвижимость. Тогда налоговая сможет выставить уведомление на основе заявления. Но на практике так происходит далеко не всегда.
Поэтому мой совет № 3: Чтобы не становиться нарушителем, оформляйте недвижимость и не затягивайте с походом в администрацию и оформлением вашей недвижимости!
Во-первых: несмотря на то, что пока по закону владелец не обязан бежать регистрировать своё право на недвижимость, эта ситуация может измениться и на законодательном уровне введут обязательные сроки для процедуры регистрации. Во-вторых, как ни крути, но документ, что ты используешь землю и постройки на законных основаниях, нужен. Не хочу никого пугать, но минимальный штраф за самозахват земли для гражданина – 5 тысяч рублей. А самовольную постройку, то есть дом без документов, вообще могут заставить снести! В-третьих, оформленная недвижимость – это налоги в местный бюджет. Надо понимать, что когда вы платите налог на землю или дом, вы оплачиваете благоустройство и прочие потребности своего населенного пункта.