С 11 апреля действуют новые правила работы управляющих компаний. Правительство утвердило изменения в проведении осмотров общего имущества, текущего ремонта и отчетности перед жильцами. Появился регламент для аварийно-диспетчерских служб, которого раньше не было. Теперь понятно, когда диспетчер должен ответить на ваш звонок и прислать мастера для ремонта.
Действует с 11 апреля
Если у вас уже отключили отопление, УК обязана провести сезонный осмотр дома
Будут новые требования к офисам УК
Есть правила содержания общего имущества, которые давным-давно утверждены и работают. В них появились изменения, которые действуют с 11 апреля — уже можно проверять и требовать исполнения.
В каждом доме периодически должны проводиться осмотры общего имущества. Это помогает вовремя обнаружить протечки и поломки. Теперь осмотры разделили по видам и для каждого установили свой порядок.
Текущие осмотры проводят, когда положено по технической документации. У каждого элемента может быть свой срок и периодичность для осмотра.
Сезонные осмотры проводят два раза в год — весной и осенью. Весной их проводят, когда растаял снег или отключили отопление. Если в вашем доме батареи уже холодные, спросите, проводила ли управляющая компания весенний осмотр. Собственники тоже могут в нем участвовать. Проверяют вообще все общее имущество и сразу составляют список работ для текущего ремонта.
По составленному перечню можно понять, что именно вы оплатите в этом году или куда пойдут деньги, которые вам каждый месяц начисляют в графе «текущий ремонт» или «содержание общего имущества». Деньги вы платите управляющей компании, и она должна содержать ваш дом в порядке.
Внеочередной осмотр нужно провести в течение суток после аварии или, например, урагана. Это не право управляющей компании, а требование, которое она обязана выполнять.
Результаты каждого осмотра фиксируют и хранят с другими документами на дом. Если захотите узнать, в каком состоянии коммуникации и конструкции в вашем доме или стоит ли продавать квартиру, чтобы переехать в дом поновее, попросите акты и журналы осмотра. О предложениях по текущему ремонту всем жильцам и так обязаны сообщать. Теперь это касается и сезонных осмотров.
О тарифах на общее имущество должны предупреждать за месяц
Сколько платить за содержание общего имущества и какие услуги должна оказывать УК — решают собственники на общем собрании. Это решение принимают минимум на год. Управляющая компания предлагает свои тарифы и список услуг, а жильцы принимают или отклоняют предложение.
Теперь свои предложения управляющая компания представляет не на собрании, когда уже некогда совещаться и обсуждать, а за 30 дней до него. Объявления должны быть в каждом подъезде или на общей информационной доске во дворе. Собственники заранее увидят смету по расходам на общее имущество и обоснование по каждому виду работ. Эти тарифы будут одинаковыми для всех жильцов. Можно обсудить с соседями, разобраться, сравнить с тарифами других управляющих компаний и проголосовать. Если нужно, будет время сменить УК или обсудить с ней тарифы и список услуг до собрания.
Уведомления будут направлять через ГИС ЖКХ
По правилам УК обязаны уведомлять о разных важных вещах: например, о необходимости заключить договор с поставщиком услуг, времени плановых работ, задолженности по оплате, пересчете платы, несанкционированных подключениях, отключении услуг за долги и общих собраниях.
Теперь эти уведомления будут отправлять через специальный сервис — доступ к нему можно получить на Госуслугах. Это может быть надежнее почты, звонков или объявлений в подъезде. Особенно если у вас квартира, которую занимают арендаторы, или вы живете в другом городе.
В правилах управления домами тоже изменения. Управляющая компания или ТСЖ — кто отвечает за ваш дом — должны размещать подробную информацию о себе на досках объявлений, своих вывесках и стендах. Каждому жильцу должны быть доступны все способы связи, тарифы, нормативы и памятки, которые нужны для понимания, как и за что он платит.
Если вы что-то не нашли или хотите проверить, можно направить запрос. Например, попросить официально предоставить данные о показаниях общих счетчиков или объеме электроэнергии на весь дом или только на общее имущество. Вам должны ответить в течение трех рабочих дней.
Если нужен акт об ущербе имуществу, на это у УК тоже есть три дня. Если запрос нестандартный и конкретно не указан в правилах, на него могут отвечать 10 рабочих дней.
Отправлять запросы можно на бумаге лично или почтой. А можно отправить письмо по электронной почте — это тоже официальный канал связи с УК, на такие обращения обязаны отвечать. Запросы и ответы УК должна хранить три года. Если для суда понадобится копия ответа, можно ее получить — обязаны выдать.
Еще есть требования к офисам УК, но они пока не работают — ждите год.
Как будет работать аварийная служба
Для нее теперь есть подробный регламент, но он вступит в силу с 1 марта 2019 года. Например, диспетчер должен будет принять звонок в течение 5 минут, через 10 минут обработать сообщение по электронной почте, а засор в мусоропроводе или канализации устранят максимум через два часа после регистрации заявки.
Если в доме течет труба или батарея, у аварийной службы будет полчаса на устранение протечки. А потом еще три дня на ремонт.
Каждую заявку будут обязательно регистрировать, сразу сообщать ее номер и срок устранения неполадок. В аварийной службе настроят круглосуточный автоответчик и даже заказ обратного звонка. Жильцам не придется часами звонить диспетчеру, чтобы вызвать сантехника, или полдня слышать в трубке короткие гудки, если нет света.
У каждого мастера аварийной службы при выезде обязательно будет удостоверение, бейдж или нашивка с фамилией. Если должен приехать сантехник или электрик, вам заранее позвонят, скажут точное время и назовут его фамилию. У каждого мастера должны быть свои инструменты и даже одноразовые бахилы. Но это с 2019 года, а пока готовьте тапочки.