Как известно, одним из самых распространенных административных правонарушений в сфере земельных отношений, является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка без правоустанавливающих документов.
Напоминаем, что к самовольному занятию, в частности, относится:
- использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении;
- огораживание участка, принятие мер, препятствующих доступу законных владельцев;
- противоправная застройка земельного участка;
- расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка.
Любой самовольный захват земли есть нарушение закона РФ, который влечет за собой имущественную и административную ответственность.
В повседневной практике государственных земельных инспекторов нередки ситуации, когда граждане жалуются, что реальные границы земельных участков не соответствуют сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте и правоустанавливающих документах.
По вопросу несоответствия фактических границ земельного участка сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте или другом правоудостоверяющем документе, Управление Росреестра по Саратовской области разъясняет следующее:
В большинстве случаев первым шагом для надлежащего оформления земельного участка является проведение кадастровых работ по формированию земельных участков, осуществляемых на основании заключенных договоров подряда с юридическими или физическими лицами, имеющими законное право осуществлять кадастровую деятельность. Исполнители кадастровых работ изготавливают и передают заказчику межевой план, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав. Исправление возможных ошибок производится силами и за счет кадастровых инженеров, выполнявших работы по формированию земельного участка или в судебном порядке.
Согласно законодательству полномочия Управления ограничены полномочиями по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, ведению Единого государственного реестра недвижимости и не включают в себя проведение кадастровых работ.
Таким образом, заинтересованному лицу для решения проблемы несоответствия фактических границ земельного участка сведениям, содержащимся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, необходимо по своей инициативе уточнить границы земельного участка, при необходимости провести с помощью кадастрового инженера кадастровые работы и поставить участок с уточнёнными границами или вновь сформированный участок на кадастровый учет.