Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования, предусмотренным земельным законодательством Российской Федерации.
Органом, уполномоченным на осуществление земельного надзора в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.
Государственный земельный надзор осуществляется государственными земельными инспекторами в форме проведения плановых и внеплановых проверок; принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; а также систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (административных обследований).
Осуществляя государственный земельный надзор, инспектор проводит выездные и документарные проверки соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Земельные инспекторы Росреестра в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий.
В своей работе они запрашивают в письменной форме и безвозмездно получают от органов исполнительной власти всех уровней, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для проведения проверок: документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки.
При предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки, инспектор вправе получать беспрепятственный доступ на земельные участки для проведения их осмотра, осмотра объектов, на них расположенных, натурных измерений, опроса граждан и должностных лиц, получения объяснений.
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства, а котором делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства.
Государственные земельные инспекторы уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и вести производство по этим делам.
В случае выявления административного правонарушения инспектор составляет протокол. С этого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным. Одновременно с актом инспектором составляется и вручается предписание об устранении нарушений лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Предписания об устранении выдаются в случаях выявления следующих нарушений земельного законодательства:
— использование земельного участка без правоудостоверяющих на землю (ст. 26 ЗК РФ), если отсутствует возможность привлечения правонарушителя по ст. 7.1 КоАП РФ;
— использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах (ст. 42 ЗК РФ).
В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении административного наказания.
В этих целях госземинспекторы направляют соответствующим должностным лицам на рассмотрение дела об административных правонарушениях для привлечения виновных к ответственности.
К проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства, государственный инспектор может привлекать экспертов и экспертные организации. Кроме этого, инспекторы вправе обращаться в органы внутренних дел за содействием в случае, если им в проведении проверок чинятся препятствия.
Государственные земельные инспекторы Росреестра наделены полномочиями по надзору за соблюдением требований законодательства муниципальными органами власти, в частности, при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданам и организациям.
При этом государственный земельный надзор проводится в плановом порядке в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок.
Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся по обращениям юридических и физических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществление административного обследования земельных участков с оформлением его результатов соответствующим актом – это новое полномочие, позволяющее оперативно выявлять и обнаруживать нарушения земельного законодательства.
Административное обследование проводится путем анализа имеющихся или полученных по запросу документов, осмотра объекта земельных отношений без взаимодействия с правообладателями этих объектов и доступа на них должностных лиц.
В случае выявления в ходе административного обследования признаков нарушений законодательства, в отношении правообладателей обследуемых объектов проводятся внеплановые проверки.
Такой широкий круг полномочий позволяет более эффективно осуществлять государственный земельный надзор, а также повышать качество проведения проверок, их эффективность и результативность.