Июнь-июль — самая жаркая пора в уборке. Еще не закончился сенокос, а уже начинается уборка таких культур, как озимый рыжик. Да и пары требуют постоянного внимания.
Клин озимых культур постоянно увеличивается, в текущем году он составил 20,6 тыс. га. Сельхозтоваропроизводители района начали уборочные работы. Первыми на уборку озимого рыжика вышли механизаторы СКХ «Кряжим», ИП Глава КФХ Чуев В. К. и ИП Глава КФХ Веденин А. В.
На сегодняшний день убрано около 400 гектаров рыжика, валовый сбор которого при средней урожайности 10 центнеров с гектара составил 400 тонн. На подходе уборка озимой пшеницы и ржи, урожайность которых в среднем по району составляет в разные годы от 15 до 22 центнеров с гектара, чего не скажешь про яровые зерновые культуры, урожайность которых в нашем районе не превышает 15 центнеров с гектара. Многие хозяйства перешли на возделывание более рентабельных яровых культур: сафлора, горчицы, кориандра.
Мы приехали в сельхозпредприятие ИП глава КФХ Веденин А. В., встретились с его руководителем и попросили Александра Владимировича рассказать о ходе полевых работ, о наличии уборочной техники, о планах по развитию сельхозпредприятия.
— Начали убирать рыжик, так как увидели, что он осыпается. Пустили комбайн косить напрямую, а зерно сырое. Ждать тоже нельзя — трава пойдет. И теперь решили, что три комбайна будут косить в валок, а два других — подбирать и обмолачивать. Урожайность еще не считали, сейчас на элеваторе его очищаем. В прошлом году 12 центнеров с гектара получили. Рыжик уберем, горчица подойдет.
В этом году посевные площади увеличили на 600 гектаров, и сегодня обрабатываем и засеваем около 3000 гектаров пашни. Весной из яровых культур посеяли кориандр, горчицу, подсолнечник, овес, ячмень, просо, эспарцет. К сожалению, посевы озимой пшеницы весной пришлось пересеять. Сказались сухая осень, малоснежная зима — всходы пшеницы были сильно изрежены. На этих площадях посеяли кориандр. Посевы этой культуры увеличили до 850 гектаров. Кориандр востребован, и закупочная цена нас устраивает. И если выбирать между подсолнечником и кориандром, то отдаем предпочтение последнему, так как он меньше истощает почву. В прошлом году мы очень выгодно его продали. Даже если урожайность кориандра будет 6-7 центнеров с гектара, все равно выгода от реализации урожая очевидна по сравнению с пшеницей. Вот и сеем рыжик. Даже при урожайности 5-7 центнеров с гектара его закупочная цена — 14 рублей за килограмм. Он не требует химической обработки: посеял, забороновал — и все. В настоящее время производство пшеницы в нашей зоне низкорентабельно, так как ее производство требует больших затрат. На рынке зерна цены постоянно колеблются, поэтому урожай выгоднее продать зимой или весной. Вот поэтому и решили строить еще один склад, чтобы хранить зерно в течение года и продавать его в тот момент, когда цены на этот продукт самые высокие. Начали строительство своими силами еще зимой, чтобы люди не сидели без работы, а имели возможность что-то заработать. В ближайшие дни склад будет готов.
Сегодня посевы яровых, конечно, просят дождя. Обидно, что прошедший последний дождь обошел наши поля стороной. В прошлом году тоже засуха стояла, а потом прошел дождь, и посевы зерновых выправились, ячмень и овес по 15 центнеров с гектара убирали.
— Мы видим у вас новые комбайны. В кредит покупали? Сколько всего уборочной техники?
— Пять комбайнов. Два новых белорусских комбайна «Полесье» приобрели в прошлом и позапрошлом году. Один взяли в кредит, а в прошлом году была программа с отсрочкой платежа. Оказалось, что это очень удобная услуга. Мы рыжик убрали, продали его и сделали первоначальный взнос. Взяли комбайн, и в уборочную он уже работал. Здесь нет ежемесячных платежей. Раскладка такая: хочешь — плати раз в квартал по 300 тыс. рублей или раз в год 1 млн. 200 тыс. рублей. Нас это устраивает. Ведь сейчас очень тяжело купить технику, тот же комбайн стоит 4,5 млн. рублей. Понимаем, что технику надо обновлять, но боимся — сначала нужно за взятую в кредит рассчитаться. Нет возможности новые тракторы купить, поэтому на «Кировцы» поставили кондиционеры, чтобы механизаторам было комфортно работать. Они тоже недешево стоят — 200 тыс. рублей.
ГСМ зимой завезли, заполнили все емкости, а теперь освобождается емкость — сразу же ее заполняем. На днях привезли 25 тонн солярки. Уже не первый год покупаем у саратовских поставщиков. Качество дизтоплива нас устраивает. И удобно: деньги перечислил — и сразу же забирай.
— Александр Владимирович, коллектив у вас небольшой. Как управляетесь?
— В хозяйстве работают 15 человек, техники хватает, все успеваем. Коллектив сложился давно, все механизаторы — универсалы. Спасибо им! Если бы не мои механизаторы, наверное, давно бы все бросил. Это Николай Индеев, пенсионер, но работает. Сергей Смирнов, Дмитрий Коннов, Сергей Сачев, Иван Беляев, Михаил Барабанов, Николай Завгородько, Дмитрий Савосин, отец и сын Зайцевы, водители Василий Володин, Сергей Сескутов, Александр Глазков, Павел Лаптев. К нам просятся на работу. Площадь полей увеличили и приняли одного механизатора.
Какая зарплата? Все зависит от того, какой уберем урожай. 500-700 рублей в день как аванс получают. А когда завершаются уборочные работы, то получают десять процентов от урожая. Вот и получается, что механизаторы сами заинтересованы хорошо посеять и вовремя убрать. Не успели — урожайность падает, и зарплата уже ниже.
Сейчас у нас задача — сено заготовить для личных подворий рабочих. В этом году 50 гектаров эспарцета посеяли, на будущий год запланировали уже 100 гектаров. Нас устраивает, что по времени его можно косить до начала уборочных работ.
— Многие руководители крестьянско-фермерских хозяйств жалуются на всевозможные проверки контролирующих органов, на большое количество документации, что нужно предоставлять в различные инстанции.
— Совершенно верно. Это очень мешает работать. Юриста у меня нет. Сколько пришлось побегать, когда заключили договор и нам отдали землю в аренду. Теперь собираем документы на субаренду. Немало времени требуют и поездки в Саратов. И постоянно пугают штрафами. За что? Стараемся, пашем, сеем. Не помогаете, но и не мешайте!
Купили коровник в Нижней Чернавке. Но чтобы завезти туда скот, необходимо подвести электроэнергию, воду. Все это можно сделать. Но чтобы получить качественное молоко и сохранить телят, на ферме должны работать ответственные люди. И здесь главное — надо платить хорошую, достойную этого труда зарплату. А это непросто, если закупочная цена на молоко очень низкая. Растут цены на технику, запчасти, ГСМ, а цена на молоко и зерно стоит. Почему хлеб должен стоить дешево? Нас убеждают, что это социально значимый продукт. Но не может пенсионер одним хлебом питаться! Почему в то же время растут тарифы на газ, электроэнергию? Почему дорожают медикаменты? Все упирается в то, что хлеб должен быть дешевым. Согласен, пусть он будет дешевым, тогда компенсируйте затраты его сельхозпроизводителям! Ведь очень непросто работать на земле!
Т. Каминская
Фото В. Кагаличенко