1 марта 2015 года вступают с силу изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Юристы называют эти изменения самой значимой земельной реформой в России за последние 14 лет, поскольку они действительно носят глобальный характер.
Цель земельной реформы — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Необходимо отметить, что с 1 марта 2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
— органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа;
— органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, право предоставления земельных участков в поселении предоставлено администрациям муниципальных образований.
Основными улучшениями норм, регулирующих земельные правоотношения можно считать следующие.
- Государственные земельные участки станут более доступными
В новой редакции Земельного кодекса этому посвящена целая глава. Определены случаи продажи (предоставления в аренду) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, и случаи предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Установлены особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, а также гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
Например, новой редакцией предусмотрено установление возможности предоставления участков для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.
Некоторые категории граждан смогут получить участки бесплатно. Например:
— гражданин по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации,
— граждане, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— отдельные категории граждан и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Регионы установят перечень категорий граждан.
2. Граждане получат возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам
Это очень важное изменение – граждане смогут легально за плату оформить прирезки к своим дачным, садовым участкам, участкам под жилыми домами. За исключением земель общего пользования или чужих земельных участков.
Цена такой прирезки будет значительно ниже рыночной, так как иным способом ее использовать уже нельзя (гражданин и так ей уже пользуется в своих целях, и такая земля фактически огорожена).
3. Судьба долгостроев будет решена
Для строительства земельные участки будут отдаваться с торгов на нормативный срок (до 10 лет). Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. По истечении данного срока муниципалитет имеет право продать данный участок.
4. Процедура предоставления муниципальной земли будет значительно изменена и упрощена
Действующая до 01.03.2015 система предоставления участков из государственной собственности противоречива, непрозрачна, нагружена лишними согласованиями, может длиться до 3 лет. Новая процедура имеет детально прописанные процедуры прямого действия, с конкретными, достаточно недолгими сроками выполнения. А в целом они не должны превышать 3 месяцев.
- Информацию о наличии свободной земли, выставляемой на торги государственные и муниципальные органы обязаны будут публиковать на официальных сайтах. Гражданин, глядя на публичную кадастровую карту, будет видеть, на какие земли он может претендовать, и выбирать участок, исходя из уже определенных параметров застройки. Выбрав приглянувшийся участок, нужно подать заявление с требованием выставить его на продажу.
Если участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, а обычно так и бывает, то заявитель разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую органы местного самоуправления обязаны согласовать в течение 30 дней – такая норма прописана в новом Земельном кодексе. Затем муниципалитет должен объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой послужит кадастровая стоимость земельного участка.
6. Ситуация, когда заявитель поставил за свой счет участок на кадастровый учет, а участок ушел другому участнику торгов, не случится
Граждане, претендующие на участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства будут проводить кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.
Есть возможность получить участок без аукциона, но по закрытому перечню оснований — многодетным семьям, под объекты государственного и муниципального значения, сельхозпроизводителям после трех лет аренды и т. д.
7. Федеральные земли будут переданы в муниципальную собственность
Это затронет более половины всех федеральных земель, если не считать лесной фонд. Не подлежат передаче муниципалитетам только те земли, которые необходимы для реализации федеральной властью своих полномочий. Скорость данного процесса будет зависеть от активности местных властей.
В экономический оборот будет введено очень большое количество земель. В настоящее время до 90 процентов территории некоторых муниципальных образований до сих пор приходится на земли федеральной собственности. После передачи в муниципальную собственность муниципалитет сможет выставить их на торги или отвести под социальные, культурные объекты.
Статья подготовлена на основании комментариев, которые дал в «Российской газете» заместитель министра экономического развития Павел Королев, представлявший от имени правительства РФ законопроект в Федеральном собрании.